Размышления после форума

Размышления после форума
Памятный знак погибшим летчикам Памятный знак погибшим летчикам
Самолет привезли в Красноярск Самолет привезли в Красноярск
Табличка на памятном знаке Табличка на памятном знаке
С 23 по 25 октября 2019 года в Красноярске проходил VII Сибирский исторический форум «Енисейская Сибирь в истории России».
Несмотря на то, что ключевой темой форума был 400-летний юбилей Енисейска, на секции, организованной Красноярским краевым отделением РГО, вновь была затронута тема создания в Красноярске на острове Молокова «Парка-музея освоения Севера».
Работа по этому, не будем скромничать — грандиозному, проекту началась, и это радует.
Хорошо, что экспедиции РГО на Таймыр в 2016-2017 гг. по эвакуации с места аварийной посадки в Красноярск самолета С-47 (наш проект «Борт Тюрикова. Возвращение») состоялись с отличным результатом.
Хорошо, что легендарный самолет-символ, самолет – живой памятник красноярским авиаторам всех поколений и героической Красноярской воздушной трассе Аляска-Сибирь сегодня находится не в тундре, а в нашем городе.
Хорошо, что именно он дал старт еще более значимому проекту создания «Парка-музея освоения Севера» на острове Молокова в Красноярске — не побоюсь сказать – сакральном месте для полярной авиации всей страны. Отсюда, с этого небольшого острова на Енисее, в 1929 году началось ее победное шествие на северо-восток нашей Родины. Отсюда по большому счету началось полноценное освоение арктических земель. Если рассматривать полярную авиацию как предприятие, то это даже не градообразующее, а «северообразующее» предприятие и никак иначе! Какое освоение севера без авиации?
Хорошо, что проект парка-музея высоко оценен и на уровне руководителей государства, и администрация Красноярского края заинтересована в его реализации. А жители города и общественность уже давно – «за», что и было лишний раз подтверждено на Сибирском историческом форуме.
Но…. Все бы хорошо, если бы не было ложки дегтя…
Мы очень бы хотели рассказать на форуме о пуске первой очереди парка, или хотя бы о восстановлении самолета, но …. Прошло три года, как самолет в разобранном состоянии находится на площадке ККО РГО. Да, в целости и сохранности и под охраной. Но к восстановлению пока приступили только на энтузиазме и по единичным деталям и агрегатам. И это не вина инициаторов – Красноярского краевого отделения РГО. Дело в том, что восстановление самолета до состояния даже не лётного (это и не нужно), а до состояния музейного экспоната нужна работа заводского уровня. Этим должны заняться профессионалы, а вот это пока и не получается решить.
Досадно, но мы остались на том же этапе возвращения самолета с Таймыра в Красноярск, несмотря на большое количество обсуждений и одобрений проекта на различных по уровню и статусу площадках, причем не только в Красноярске.
А затяжка вопроса нам, Красноярскому краю крайне невыгодна. Почему? А просто мы, несмотря на естественное, объективное и труднооспоримое первенство в рождении полярной авиации и промышленном освоении Севера (тому пример — Норильский комбинат, Игарка, Диксон) можем упустить первенство в освещении темы истории освоения Севера.
Это первенство может перейти к другим регионам, уже сегодня особенно активно интересующимся этой тематикой и не стесняющимся заявлять об этом. Это Мурманск, Архангельск, Салехард.
А «Парк-музей освоения Севера» на острове Молокова в Красноярске может стать центром притяжения не только российской науки и экономики по арктической тематике, но и международного сообщества, например — площадкой для проведения международных Арктических форумов. А все идет к тому, что именно Арктика в ближайшем будущем станет локомотивом российской экономики.
По нашему мнению первостепенной задачей сейчас стоит именно восстановление самолета. Пока решаются юридические и административные вопросы по проекту парка-музея, необходимо решить вопрос о том какими силами и на какой базе восстановить самолет. Актуальность и первостепенность этой задачи еще и в том, что следующий год – год 75-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. А наш самолет – самолет-ветеран, мог бы при хорошем раскладе украсить наш город к юбилею.
Ну и как уже говорилось выше – не годится нам упускать первенство в освещении истории освоения северных территорий. Наш регион этого достоин.
Вячеслав Филиппов, член Русского географического общества.
6 ноября 2019, 23:07
Автор: Филиппов В.В.
Версия для печати
Просмотров: 1223
Поделиться:
Комментарии 0
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)