Красноярские ученые научились определять токсичность наноматериалов

Ученые Красноярского научного центра СО РАН и Сибирского федерального университета разработали специальную ферментативную тест-систему для оценки токсичности наноматериалов, сделанных из углерода. Как отмечают специалисты, отличительными чертами разработки являются простота использования, оперативность получения результатов и высокая чувствительность по сравнению с аналогами.

В пресс-службе правительства Красноярского края подчеркнули, что искусственные углеродные наночастицы активно применяются при производстве лекарств, косметики и в пищевой промышленности. С каждым годом спектр применений наноматериалов растет — ожидается, что к 2025 году мировой рынок углеродных нанотрубок достигнет 145 тысяч тонн. Для определения уровня токсичности наноматериалов ученые разрабатывают различные тест-системы.

Красноярские исследователи взяли за основу своей разработки биолюминесцентный реагент «Энзимолюм». Система представляет собой связь нескольких молекул, выделенных из морских светящихся бактерий. Внешне реагент выглядит как небольшой высушенный диск с ферментами.

«Каждый из дисков предназначен для проведения одного измерения. Диски могут долго храниться без потери свойств. Сам анализ проводится за 2-3 минуты. После этого у вас есть результат — влияет ли раствор изучаемого образца на свечение биологического материала. На основании этого можно сделать вывод о его потенциальной токсичности. Тест-система уже проверена на способность быстро определять наличие в окружающей среде таких токсикантов, как тяжелые металлы или пестициды.  Мы прогнозируем, что молекулярный экспресс биотест «Энзимолюм» найдет широкое применение в различных сферах», — рассказала научный сотрудник Института биофизики СО РАН Елена Есимбекова.

В правительстве отметили, что исследование было выполнено при поддержке Российского научного фонда. Результаты опубликованы в авторитетном научном журнале Toxicology in Vitro.

30 сентября 2017, 10:15